home home

Об итогах развития системы образования Карагандинской области за 2013 год

Деятельность органов управления и организаций образования области направлена на реализацию Послания Президента Республики Казахстан, Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, Программы развития территории и Стратегического плана управления образования, направленных на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение качества обучения и уровня воспитанности обучающихся.
На территории Карагандинской области по состоянию 2013 года функционируют 817 (в 2012 году - 851) государственных организаций образования, подведомственных управлению образования, в том числе 143 дошкольных, 539 дневных общеобразовательных школ и школ-интернатов общего типа, 46 колледжей, 50 организаций дополнительного образования (4 дворца школьников, 1 дом школьников, 2 детско-юношеских центра, 1 станцию юных техников. 1 станцию юных натуралистов, 18 музыкальные школы, 2 художественные школы, 16 школ искусств, 5 центров и домов творчества детей и юношества), 16 специальных коррекционных организаций образования (3 кабинета психолого-педагогической коррекции, областной реабилитационный центр «Умит» для детей с проблемами в развитии, 2 ПМПК, 10 школ-интернатов), 23 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (10 детских домов, 1 «SOS деревня г.Темиртау», 9 Домов юношества, 1 Дом молодежи, 2 Центра для адаптации несовершеннолетних: 1 в г.г.Жезказган, Темиртау).
В сети организаций образования произошли следующие изменения:
По сравнению с прошлым годом из-за сокращения контингента учащихся малокомплектных начальных школ в неперспективных сельских населенных пунктах число школ уменьшилось на 17 единиц и  составило 539 из них: СШ - 384 (2012 г. - 411), ОШ – 102 (2012 г. 90), НШ - 53(2012 г. 63). Контингент учащихся уменьшилось на 662 ребенка. (2012г. - 171046, 2013г.- 171708).
. Закрыты две средние школы: в г.Балхаше (СШ № 18), в г. Караганде (СШ № 43). Две основные школы: Шетского района (ОШ Каргалинская, ОШ Верхняя Кайракты). Тринадцать начальных школ: в Осакаровском районе (НШ с. Крещенкова, НШ  с.Шокай), в Жанааркинском районе (НШ Аралтобе, НШ Алгабасская), в Каркаралинском районе (НШ № 7 села Тегишилдик, НШ № 48 села Абай, НШ № 51села Н. Нурмакова), в Нуринском районе (НШ Актубекская), в Шетском районе (НШ Аккияк, НШ Ортауская,  НШ Жана-журт), в Бухаржырауском районе (Саратовская НШ) в Улытауском районе (Коскольская НШ).
Реорганизованы из основной школы в среднюю: в Бухаржырауском районе (Байкадамская ОШ) из средней школы в основную: в г. Жезказган (№ 6 ст. Теректи и № 15 село Малшыбай), в г. Караганды (СШ № 4,8,11,20,50,51,56,64,73,78,79,87,137 и одна школа-интернат №22), в Каркаралинском районе (СШ № 36 им. К. Сагындыкова), в Нуринском районе (СШ им. Пушкина), в Бухаржырауском районе (Бухаржырауская смешенная СШ), из основной школы в начальную: в г. Жезказган (ОШ № 12 село Корганбай), в Нуринском районе (ОШ им. Турлыбекова), в Каркаралинском районе (ОШ № 37 села Каракол), в Шетском районе (ОШ Кармыс, ОШ им. Сембаева), в Бухаржырауском районе (ОШ Семизбугинская). Открыты 2 школы: (КТЛ для девочек г. Караганды, Астаховская НШ Бухаржырауского района).
Произошли изменения и в сети технических и профессиональных организаций образования:


Из-за несоответствия лицензионным требованиям закрыто 6 колледжей: 2 частных колледжа (ЧУ «Жезказганский колледж оценки и бизнеса», ЧУ «Колледж Талап»), 3 колледжа при вузах в связи с изменением формы собственности государственных университетов (Колледж РГП «Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова», Технологический колледж при РГП на ПХВ «Карагандинский государственный технический университет», Гуманитарно-технический колледж при РГП на ПХВ «Карагандинский государственный индустриальный университет») и 1 коммунальное государственное учреждение реорганизовано путем присоединения (КГУ «Бухаржырауский сельскохозяйственный колледж»).
Основной задачей в сфере образования является его модернизация, обеспечение доступности и качества.

Ведется целенаправленная работа по сокращению количества аварийных школ. В итоге количество аварийных школ по области сократилось с 1,5 до 0,5% (по республике – 2,5%).
В настоящее время в области три аварийные школы: в пос.Осакаровка Осакаровского района, с.Бетбулак Улытауского района и с.Курма Абайского района.

Справочно:
- п.Осакаровка Осакаровского района - имеется ПСД с госэкспертизой, общей сметной стоимостью 1 млрд.11 млн.138 тыс.тенге.Начато  строительство школы   за счет республиканского бюджета. На 2013 год выделено финансирование в сумме 200 млн.тенге. Срок ввода в эксплуатацию 2014 г.
- с.Бетбулак  Улытауского района - имеется ПСД с госэкспертизой.
Начало строительства общеобразовательной школы на 80 мест в 2014 году за счет местного бюджета, общей сметной стоимостью  255 млн.955 тыс.тенге с софинансированием из районного бюджета 50%, срок ввода в 2015 г.
- с.Курма Абайского района - имеется проектно-сметная  документация с заключением госэкспертизы. Планируемая проектная сметная стоимость 823, 336 млн.тенге. Начало строительства планируется в 2014 г. за счет средств республиканского бюджета, срок ввода в 2015 г.

             В области ликвидирован дефицит ученических мест, проводится капитальный ремонт и строительство объектов образования.

В 2013 году введены 3 частных детских сада: с.Уштобе Бухаржырауского района на 90 мест, п.Атасу Жанаркинского района на 175 мест, г.Караганды на 100 мест и 2 пристройки спортивного зала: к лицею №2 г.Караганды и к общеобразовательной школе с.Карой Нуринского района.


Так же началось строительство 8 объектов образования с вводом в 2014 году. За счет республиканского бюджета: реконструкция школы искусств в г.Приозерск, детский сад в г.Приозерск на 200 мест, колледж в п.Киевка на 200 мест с общежитием на 100 мест, реконструкция детского сада г.Сарань на 270 мест, общеобразовательная школа п.Осакаровка Осакаровкого района на 600 мест. За счет местного бюджета: строительство детских садов в г. Жезказган на 320 мест, п.Агадырь Шетского района на 160 мест, п. Осакаровка Оскакаровского района на 320 мест.

Следует отметить, что из года в год увеличиваются суммы бюджетных инвестиций на проведение ремонтных работ в организациях образования, что позволяет увеличивать сроки эксплуатации функционирующих зданий. В 2013 году потребность в проведении ремонтных работ составила 155 объектов, выделены средства на 35 (26%), по сравнению с 2012 годом финансирование увеличилось на 211 млн. 705 тыс. тг.
В 2013 году на капитальный ремонт был проведен в 4 детских садах,  на сумму 141 млн. 238 тыс.тенге,  текущий и косметический ремонт проведен в  139 детский садах  на  28 млн. тенге
По программе «Балапан» на капитальный ремонт был проведен в 4 детских садах, на сумму 141 млн. 238 тыс.тенге, текущий и косметический ремонт проведен в 139 детский садах на 28 млн. тенге.
В 2013 году в 21 общеобразовательной школе проведен капитальный ремонт на сумму 889 млн. 895тыс. тенге, текущий и косметический ремонт в 518 общеобразовательных школах израсходовано 130 млн.тенге. Из общего числа отремонтированных школ в 28% произведен ремонт кровли, в 36% - ремонт системы отопления и канализации, в 29% - замена окон и ремонт фасада и в 7% - внутренние отделочные работы.Все общеобразовательные школы получили акты готовности к началу учебного года. Все ремонтные работы велись согласно производственным графикам. Объем выполненных работ составляет 100%.
В настоящее время капитальный ремонт требуется 108 школам.
Наиболее остро в капремонте нуждаются школы, расположенные г.Караганде – 22 (27,8%), Нуринском районе - 10 (27,8%), Осакаровском районе – 8 (19,5%), Шетском районе – 5 (9,4%), г.Каражале – 5 школ (62,5%).
Из 539 школ (2012 г -556) - 146 (27 %) расположены  в приспособленных помещениях.
В области на сегодняшний день функционируют 312 мини-центров (в 2012 году - 313, уменьшение на 1 единицу) и 191 детских садов (в 2012 году - 189, рост на 2 единиц). Всего детей дошкольного возраста 58 270 ребенка (в 2012 году - 58 745 ребенка).
Охват дошкольным образованием детей от года до 6 лет возрос с 86,6% до 87%, от 3 до 6 лет – с 97,8 до 98 %.


На сегодняшний день функционирует 539 государственных общеобразовательных школ, из них в городе: 208 (%), в селе - 331 (%), из них МКШ – 259 или 48% (2012 г. – 334).
Проблема малокомплектных школ в обеспечении качественным образованием школьников области решается деятельностью 20 ресурсных центров, которые объединяют 110 магнитные школы и дают возможность эффективного использования ресурсов малокомплектных школ. Внедряемый в области механизм обеспечивает всем учащимся равный доступ к ресурсам центра независимо от их места учёбы и жительства.
С 1 ноября 2013 года открылся ресурсный центр на базе СШ им. О.Жумабекова Жанааркинского района, включающий 3 магнитные школы (СШ Коктал, Актайлакская  основная школа, Жанааркинская основная школа).
Обучение в МКШ ведется на 2-х языках. МКШ характеризуются низкой наполняемостью классов, дефицитом квалифицированных кадров, социокультурной изолированностью.
В общеобразовательных школах области обучаются 762 ребенка из семей оралманов (2012 год - 879). Из них обучаются в 1-4 классах – 355  учащихся (2012 год – 426), в 5-9 классах – 331 (2012 год – 389), в 10-11 классах – 76 учащихся(2012 год – 64).
Сравнительный анализ за 2 года показывает, что из 539 школ 243 (45%) - на казахском языке обучения, 107-на русском, 189-на смешанном языке обучения. Сеть школ с казахским языком обучения уменьшилось на 12, на 3 уменьшилось количество школ с русским языком обучения.
Для создания оптимальных условий для получения качественного образования продолжается работа по обеспечению школ области современными предметными кабинетами и компьютерной техникой.
На конец 2013 года в школах в среднем по области  на 1 компьютер приходится 5,8  человек (2012 г - 6,4 человек.). По городу- 6,2 (2012 г - 6,5 ч.), по селу-5 (2012 г- 6 ч.) человек. В республике средний показатель -16. Компьютерный парк области составляет - 29490 машины (в 2012 году - 26881 компьютеров), что больше на 2609 машин. 2536 (8,6%) компьютеров морально устарели и требуют замены.
Все 547(100%) школ имеют доступ к Интернету. Количество школ, подключенных к широкополосному Интернету, по сравнению с прошлым годом, возросло с 80,6%  до 86,5%.
В сельских районах данную услугу имеют только 80% школ. Самый низкий процент подключения в Актогайском (56%), Каркаралинском (67%), Нуринском (67%),  Бухаржырауском (75%) районах.
Создается образовательный портал и единая телекоммуникационная сеть организаций образования, по внедрению АСУ «Білімал». Одной из форм, позволяющих шире использовать возможности интерактивных технологий в образовательном процессе, являются on-line уроки, проводимые с помощью современного интерактивного оборудования. Организации образования области являются постоянными участниками таких уроков.
В рамках реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в 87 организациях общего среднего и технического и профессионального образования внедряется пилотный проект по внедрению системы электронного обучения e-learning:
В 2014 году планируется внедрение электронного обучения еще в 113 организаций образования области.
Целевое выделение средств на оснащение кабинетов позволило открыть современные кабинеты новой модификации, оборудовано 704 (52,5%) современных кабинета (2012 год – 593 или 45,5%): физики – 282 (58%), биологии – 222 (45,7%), химии – 200 (41,2%). Установлен 317 мультимедийный и лингафонный кабинеты (65,2%), в 418 школах - 1502 интерактивных досок (85,7%). Из них 159 высокотехнологическое интерактивное оборудования.
Ниже областного показатель обеспеченности предметными кабинетами в Шетском (34%), Осакаровском (38%), Каркаралинском (33%), районах и г. Сарани (47%).
Немаловажным аспектом доступности образования является социальная поддержка учащихся.
В 2012 году в фонд всеобуча выделено 582 млн. 012 тыс. тенге (1,7%), что меньше на 39 млн. 874 тыс. тенге (0,3 %) в сравнении с 2011 годом (в 2011 году – 2%).
Значительно снизились отчисления в Фонд всеобуча в г.Караганде на 2%, Балхаше (1%). В Актогайском районе не исполняется Постановление Правительства Республики Казахстан №255 от 22.02.2012, отчисления составили 0,8%.
Из внебюджетных средств оказана помощь 12863 учащимся из малообеспеченных семей что, на 2637 детей меньше, чем в прошлом году. Оказана помощь в приобретении одежды, обуви, школьных принадлежностей на сумму 67 млн. 505 тыс. тенге, что выше на 56 млн. 894 тыс. тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2011 году - 10 млн. 611 тыс. тенге).
Общее количество детей из малообеспеченных семей – 8605, что меньше на 1 003 семей (в 2011 году – 9 608 семей). В них – 21 412 детей, что больше на 442 детей (в 2011 году – 20 970 детей).
Количество школьных столовых – 416, в них поваров – 623, что больше на 82 человек (в 2011 году – 541). В том числе имеющих квалификацию повара – 597, что на 111 больше (в 2011 году – 486).
Охват горячим питанием составляет 75% от общего количества учащихся, что на 10,2% ниже показателя 2011 года из-за отсутствия средств на организацию бесплатного питания всех учащихся 1-4 классов.
На сегодняшний день бесплатным горячим питанием охвачены 100% учащихся из многодетных и малообеспеченных семей.
Для приобретения и доставки учебников и учебно-методических комплексов отделам образования области в 2013 году выделены средства на сумму 403 млн.792 тыс.тенге, что на 27 млн. 630 тыс. тенге больше по сравнению с 2012 годом.
Согласно Перечню учебников и учебно-методических комплексов, утвержденных приказом МОН РК от 22.04.2013 г. №146, выделенные средства направлены на приобретение для 2 и 9 классов согласно графику переиздания, учебники по английскому языку для 1 класса, информатике для 5 классов согласно новому ГОСО 2012, а также учебники для коррекционных школ, по самопознанию, предшкольной подготовки, по циклу фондирования для 3-8 классов, электронные учебники.
Все отделы образования, кроме г.Караганды, заказали учебники и УМК на 100 % учащихся.
Отдел образования г.Караганды обеспечил учащихся 1-х классов учебниками английского языка только на 50%, учащихся 2 и 9 классов на 80%. Проблема в недостаточном финансировании.
Средняя обеспеченность учащихся учебниками и УМК из фонда школьных библиотек по области  составляет 99,1%.
Потребность в педагогических кадрах на начало нового учебного года составляла 125 человек. В настоящее время все школы полностью обеспечены необходимыми кадрами.
Количество педагогов в области составило 18992 (2012 г. - 19311) человек, из них с высшей категорией - 20,2%, первой - 32,1%, второй 25,5%, без категории – 22%.
Из общего количества педагогических работников области, имеющих категорию составило 77,9% (2012- 77,6% ), из них: высшую -3 843 (20,2%, 2012 г – 19,1 %), из них на селе - 1 242 (14,7%, 2012 г – 13,8 %), первую категорию – 6 098 (32,1%, 2012 г – 33,3%), на селе – 2998 (35,7%, 2012 г – 36,1%), вторую категорию – 4 857 (25,2%, 2012 г – 26,2%), на селе – 2 070 (24,6%, 2012 г – 25,3%).
По сравнению с 2012 годом число педагогов сократилась на 319 чел, доля педагогов, имеющих категорию увеличилось на 0,3%.
С 2010 по 2013 учебные годы наблюдается уменьшение количества педагогов в связи с оптимизацией большинства сельских организаций образования.
По поручению Заместителя Премьер - Министра Республики Казахстан  с 30 сентября 2013 года  в центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» проходят курсы по Программе повышения квалификации 20 руководителей  общеобразовательных школ  нашей области, из них 6 руководителей сельских школ. В 2014 году данные курсы пройдут 70 директоров  организаций образования.
С целью закрепления специалистов, прибывших на село и их социальной поддержки, а так же во исполнение постановления Правительства РК от 18 февраля 2009 года, из республиканского бюджета выделяются  средства на оплату подъемных (в размере 70 МРП), согласно заявкам, предоставляемым  в сельские отделы образования.
Специалистам сельских организаций образования, предусмотрена надбавка не менее чем на 25%.
Всего в этом году принято 529 молодых специалиста (2012- 603), из них в сельские регионы направлены 183 учителей-предметников (2012- 298).
Важным элементом модернизации образования является повышение качества педагогического состава.
С целью обеспечения  системы образования  высококвалифицированными кадрами Управление образования Карагандинской области проводит целенаправленную работу по материальному и моральному стимулированию педагогов путем обучения на курсах и на курсах нового формата. Так с апреля 2012 года по области 1311 педагогов прошли обучение по трехмесячной программе Кембриджского университета, в том числе 525 педагогов сельских районов. По  итогам квалификационного экзамена  учителя, прошедшие обучение показали очень хорошие результаты и получили сертификаты  первого, второго и третьего уровня. В 2014 году планируется прохождение этих уровневых  курсов  1075 педагогов.
Кроме того, при поддержке холдинга «Кәсіпқор» работники технического и профессионального образования области получили возможность обмена опытом работы, повышения квалификации за рубежом. В минувшем учебном году приняли участие в семинарах за рубежом 28 преподавателей профессиональных лицеев и колледжей.
В целях создания единого научно-методического пространства в области функционирует учебно-методический центр развития образования, основной деятельностью которого является осуществление учебно-методической работы с педагогическими кадрами всех уровней и улучшение качества обучения и воспитания учащихся.
С 2012 года в четырех школах Карагандинской области: ШОД «Мурагер», ШОД им.Н. Нурмакова, ЧУ «Гимназия им. Т. Аубакирова» (г.Темиртау), СШ №1 (г.Шахтинск) продолжается внедрение проекта «Международный Бакалавриат» при финансировании АО «АрселорМиттал». Данная программа позволяет получить национальное образование, эквивалентное международному и выпускники этих школ получат возможность поступать в ведущие вузы мира без вступительных экзаменов.
На базе трех школ области в ШОД «Мурагер», гимназия №93 г. Караганды и в комплексе школа-детский сад  пос.Шашубай Актогайского района  создан  Компетентностный Центр  для создания сетевого профессионального  сообщества педагогов и реализации новой Программы обучения учителей.
На базе  СШ № 27 г. Караганды  открылся  экспериментальный  ресурсный центр  внедрение  инклюзивного образования.  
Совместно с организациями технического и профессионального образования области определены и работают 21 школа и 10 колледжей г.Караганды как экспериментальные площадки по внедрению модели непрерывного профессионального образования.
В июне текущего года выпускники школ области приняли участие в сдаче единого национального тестирования.
В процедуре ЕНТ 2013 года приняло участие 66,1 % (373) школ от общего количества организаций общего среднего образования Карагандинской области (564). Контингент участников тестирования составил 5458 человек, что составило 70,23 % от общего количества выпускников школ области (7772).
Из 262 претендентов аттестат со знаком «Алтын белгі» участвовали в ЕНТ 259 выпускников. Подтвердили свои знания 74 выпускника,  что составляет 28,57 %.
Из 141 претендентов на аттестат с отличием участвовали в ЕНТ 100 %. Подтвердили свои знания 22 выпускника, что составляет 15,6% от общего количества претендентов.
Анализ результатов ЕНТ в динамике за 3 года показывает, что наблюдается резкое понижение среднего балла с 81,9 до 73,5 в 2012 году, затем повышение в 2013 году на 1,01 балла (74,51).
         Одним из показателей уровня нашего образования в области является неуклонный рост числа медалей, завоеванных школьниками на международных и республиканских олимпиадах.
Из года в год в Карагандинской области намечается рост количества участников и победителей Международных олимпиад и Международных научных соревнований. В 2012-2013 учебном году завоевано 8 золотых, 12 серебряных, 17 бронзовых медалей, получено 40 сертификатов.
В соответствии с поручением Президента  Республики  Казахстан Н.А.Назарбаева ежегодно с 2008 года проводится республиканская Президентская олимпиада по предметам естественно-математического цикла.
Уже второй год олимпиада проводится в рамках празднования Дня Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в городе Темиртау.  
В VI Президентской олимпиаде приняли участие 180 учащихся 11-х классов со всех регионов республики. В том числе 12 выпускников Карагандинской области.
По итогам Президентской олимпиады 48 участников стали победителями и призерами. Победители и призеры награждены дипломами I,II и III  степени МОН РК.
Для укрепления здорового образа жизни в организациях образования особое внимание уделяется развитию физкультурно-спортивного движения.
Из 539 школ области спортивные залы имеют 468, что  составляет 84,1%, из них типовые спортивные залы имеются в 394 школах   (70,8%), в том числе 13 - в основных школах и 381 - в средних общеобразовательных школах;  приспособленные - в 76 школах (13,6%), в том числе 2 - в начальных, 48  - в основных  и 26  - в средних общеобразовательных школах.
В 474 школах области имеются спортивные площадки. Также в 409 школах имеются гимнастические городки и в 27 школах многофункциональные корты.
Кроме уроков физической культуры для организации спортивно-массовой работы в школах наблюдается рост бесплатных спортивных секций. В 2012-2013 учебном году в школах организовано  2 тыс. 032 бесплатных спортивных секций с охватом более 58 тыс. учащихся по спортивным видам: волейбол, баскетбол, футбол, настольные виды спорта  и другие виды спорта.
В 353 школах области работают спортивные секции по национальным видам спорта (казакша-курес, тогыз-кумалак), в которых занимаются 7 тыс. 857 в 2012-13 учебном году в 2011-12г. - 7 тыс. 126 школьников.
В целях определения обеспеченности организаций образования области спортивным инвентарем управлением образования начата работа по его инвентаризации. На сегодняшний день инвентаризация проведена в городах Жезказган, Сатпаев, Улытауском, Бухаржырауском районах. По итогам проверки выявлено, что в данных регионах оснащенность спортивным инвентарем полностью не соответствует нормам, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.
До конца 2014 года инвентаризация будет проведена в оставшихся регионах.
В области в целях обеспечения доступности образовательных услуг детям с особыми потребностями, создана и действует комплексная система, которая позволяет качественно обучать детей-инвалидов с дошкольного возраста до получения среднего общего образования.
С нового учебного года в школах гг.Караганды и Темиртау начата работа по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательных школах с классами коррекционно-развивающего обучения с речевой и умственно-отсталой патологией. Открыто 49 классов, с охватом 501 учащихся.
И особая наша забота – социальная поддержка детей-сирот.
В Карагандинской области общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 3 932 человек (2012 г. - 4 867 чел.). Из них находятся в семьях под опекой и попечительством 2 450 человека, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей –1 482 человек. 1123 чел. или 45,8% детей является социальными сиротами, т.е. их родители лишены родительских прав. Круглых сирот в детских домах - 359 чел. или 24,2 %.
Согласно показателям Комплексного плана обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2013 году планировалось выделение 111 квартир. Фактически по итогам года выделено 143 квартир или 100%.
За три года полностью выполнили взятые на себя обязательства по выделению жилья акиматы Бухаржырауского района, Балхаш, Жезказган,  Караганда, Сарань, Сатпаев, Темиртау.
Не выделено ни одной квартиры детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по плану 2013 года местными исполнительными органами Актогайского (3), Шетского (1), Каркаралинского (2), Улытауского (5) районов.
Не в полном объеме выделено жилье в Абайском (2 квартира из 10), Жанааркинском (1квартира  из 8), Нуринском (2 квартиры из 8) районах,   гг. Каражал (3 квартиры из 7), Шахтинск (8 квартир из 10).
В 2013 году за период с 2011-2013 г.г. по данным местными исполнительными органами районов и городов выделено 304 квартиры из 335 квартир, что составляет 90,7 % для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно поручению акима Карагандинской области 14 сентября 2013 года при управлении по вопросам молодежной политики Карагандинской области в Центре молодежных инициатив открыта служба адаптации выпускников детских домов. Так, в целях социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей управлением образования в управление по вопросам молодежной политики направлены итоги реализации плана 2011-2013 годы для разработки Комплексного плана обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на 2014-2016 годы.
В системе технического и профессионального образования подготовка специалистов в 78 колледжах ведется по 16 отраслям, 86 специальностям, 152 квалификациям. Из них 52%  - технические специальности, 22% - гуманитарные, 17,7% -  сервис, экономика, управление и 8,3 - медицинские.
Общий контингент обучающихся сократился на 7%: с 55 100 до 51 514 студентов, в том числе в частных колледжах – на 9%: с 21 552 до 19 586 студентов. Снижение численности обучающихся связано с сокращением рождаемости в 90-х годах и закрытием в текущем году 6 колледжей. При этом численность обучающихся по государственному образовательному заказу увеличилась на 10%: с 22 752 до 23240 человек, в том числе в частных колледжах – на 44 %: с 3214 до 3 814 человек.
Прием по госзаказу увеличился на 2 % - с 7527 до 8 473 человек, в том числе по частным колледжам на 31 %: с 1083 до 1 415 человек. Увеличение приема на рабочие специальности, связано  с тем, что педагогические коллективы колледжей применяют новые формы профориентационной работы в рамках внедрения модели «Непрерывного многоуровневого профессионального образования на основе ранней профилизации». Для повышения мотивации к получению рабочей профессии колледжами  разработаны  профессиональные пробы для школьников по 10 специальностям.
По сравнению с 2012 годом, выпуск из организаций технического и профессионального образования сократился на 0,8 %: с 16 711 до 16 589 человек, в том числе по частным колледжам увеличился на 0,8 %: с 6 561 до 6615 человек. Выпуск по госзаказу сократился на 4,6 %: с 6 797 до 6 484 человек, в том числе в частных колледжах увеличился на 25 %: с 646 до 809 человек.
Общее трудоустройство выпускников за последние три года увеличилось с 76 до  84%, по специальности - с 49 до 52 %, в том числе в частных колледжах общее  –  с 60 до 69%, по специальности – 35 до 39 %.
В колледжах области обучаются 531 детей-сирот и 274 детей, оставшихся без попечения родителей. В 2013-2014 учебном году 50 выпускникам Детских домов выделены гранты Акима области на получение образования в колледжах области.
Выполняя поручение Главы государства, особое внимание уделяется внедрению системы дуального обучения. С 2013 года увеличено на 10 организаций внедряющих данную систему обучения, сейчас обучение проводится в 17 организациях образования  по 27 специальностям. И это составляет всего 20 % учебных заведений ТиПО. Учебные заведения сталкиваются с проблемами разработки  учебных программ с содержанием 40% теоретических и 60% практических часов, в рамках действующего государственного стандарта, с проведением практического обучения и закреплением наставников с производства.
Учитывая то, что ведущей страной по дуальной системы обучения является Германия, 18 сентября текущего года состоялась встреча с немецкой компанией EBG в сфере технического и профессионального образования, также участниками встречи были:  национальная компания   СПК «Сарыарка», национальная  палата «Союз Атамекен», отделы занятости, директора колледжей. Была презентирована программа международного сотрудничества в сфере профессионально-технического образования, а именно, программа повышения квалификации инженерно-педагогических работников и определены направления взаимного сотрудничества. Определены возможности обучения мастеров производственного обучения на базе ведущих предприятий Германии. В связи с этим, в Карагандинской области возможно открытие совместного Казахстанско-Германского  ресурсного центра по переподготовке и повышению квалификации инженерно- педагогических работников на базе социально-предпринимательской корпорации «Сарыарка».
Одним из показателей эффективности учебных заведений ТиПО является независимая оценка уровня профессиональной подготовленности выпускников. По итогам учебного года доля сертифицированных выпускников составляет  62%, что ниже республиканского показателя на 10,3 (при республиканском - 72,3%), мы занимаем 13 место из 16 возможных. При этом показатель качества выпуска вырос более чем в 2 раза.
Сейчас необходима качественная перестройка педагогических коллективов в соответствии с запросами общества и индустриального развития экономики.
Для успешной реализации Госпрограммы и решения задач, поставленных Главой государства перед системой образования, улучшению ситуации в отрасли в 2014 году нам предстоит:
В сфере дошкольного воспитания и обучения планируется увеличение сети дошкольных организаций образования, и охват дошкольным воспитанием  и обучением  детей от 3 до 6 лет довести до 98,5%, от 1 года до 6 лет – 87,1 %.
В сфере среднего образования:
- продолжить работу по сокращению числа аварийных школ, завершив строительство СШ в пос.Осакаровка Осакаровского района и начав строительство школ в с.Бетбулак Улытауского района и в с.Курма Абайского района.
- продолжить работу по подготовке к переходу на 12-летнее образование, с этой целью: снизить количество учащихся на один компьютер с 5,8 до 5 человек, увеличить количество школ, подключенных к широкополосному Интернету, с 86,5 до 89%, сократить количество компьютерной техники, требующей замены, с 8,6 до 7,5%, увеличить количество школ, обеспеченных кабинетами новой модификации, с 52,5 до 58;
- внедрение в организации образования области модели непрерывного образования, ориентированного на рынок труда, активизации работы по внедрению инновационно-образовательных проектов «Автоматизированная система управления «Білімал», системы электронного обучения e-learning.
В сфере технического и профессионального образования особое внимание на повышение качества подготовки и конкурентоспособности кадров. Совместно с национальной палатой предпринимателей Карагандинской области (подписан меморандум) повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях, привлечение в систему ТиПО работников с производства.
-  Увеличение охвата молодежи ТиПО с учетом внедрения 12-летнего среднего образования. В Карагандинской области в системе ТиПО обучается 45107 человек или 18% молодежи, в развитых странах Европы эта цифра составляет - 50%. Таким образом будет выстроен новый подход к профориентационной работе.
 - Развитие партнерства с бизнес сектором. Их 78 колледжей элементы дуальной системы внедряются в 17 колледжах, увеличение количества через совместные проекты НПП (Национальная палата предпринимателей). В пилотном режиме будет запущен центр по повышению квалификации работников машиностроительной отрасли на базе колледжа.

Архив голосований


Адрес

г.Караганда, ул.Алиханова 19, 100008

Телефон

8 (7212) 41 13 19

Соц. сети

© 2015 ГУ «Управление образования Карагандинской области»
Разработка и поддержка сайта: Интернет компания «Creatida»