home home

Специальное (коррекционное) образование в Карагандинской области

Система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития является неотъемлемой частью общей системы образования и имеет единую с общим образованием конечную цель: достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
Сеть специального (коррекционного) образования в Карагандинской области по своей организационной структуре является дифференцированной, соответствующей различным типам нарушений физического и умственного развития школьников и включает 16 специальных коррекционных организаций образования:
- специальные (коррекционные) школы – интернаты – 10;
- кабинеты психолого-педагогической коррекции – 3;
- областной реабилитационный центр «Умит» для детей с проблемами в развитии -1;
- психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) – 2.
По сравнению с 2013 годом, сеть организаций специального (коррекционного) образования не увеличилась.
Кроме того, при организациях образованиях действуют 92 логопункта, сеть которых по сравнению с 2013 годом увеличилась на 8 единиц, а также 99 специальных коррекционных классов в общеобразовательных школах, сеть которых сократилась на 5 классов в связи с развитием инклюзивного образования.
Обучение детей в 10 специальных школах – интернатах осуществляется по 6 видам нарушений:
- для детей с нарушением слуха– 1 (г.Караганда);
- для детей с нарушением зрения – 1 (г.Караганда);
- для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – 1 (г.Караганда);
- для детей с тяжёлыми нарушениями речи – 1 (г.Темиртау);
- для детей с задержкой психического развития – 1 (г.Караганда);
- для детей с нарушением интеллекта – 5 (гг.Караганда, Темиртау, Балхаш,
Шахтинск, Сарань).
Из них с русским языком обучения – 2 (специальные школы-интернаты №№ 1,2 для детей с ограниченными возможностями в развитии в г.Темиртау), смешанных – 8.
Контингент детей, обучающихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах, составляет 1 572 чел., из них:
- с нарушением зрения – 135;
- с нарушением слуха – 164;
- с нарушением опорно – двигательного аппарата – 176;
- с нарушением речи – 157;
- с задержкой психического развития – 203;
- с нарушением интеллекта – 737.
По сравнению с 2013 годом, контингент обучающихся сократился на 161 чел., что обусловлено внедрением инклюзивного образования в практику общеобразовательных школ.

По сравнению с 2013 годом, отмечается увеличение количества обучающихся на казахском языке с 314 до 334 чел.
Школы – интернаты укомплектованы педагогическими кадрами, постоянно повышающими свою квалификацию.
В 2014 году в коррекционных школах-интернатах работает 622 педагога (2013 год – 630). Из них высшее образование имеют 586 чел. или 94,2 % (2013 год - 583 чел., 92,5%), средне-специальное - 36 чел. или 5,8% (2013 год – 46 чел., 7,3%), с незаконченным высшим педагогов нет (2013 год - 1 чел., 0,2%).
По категориям: высшую имеют 145 чел. или 23,3% (2013 год – 125 чел., 19,8%), первую категорию - 138 или 22,2% (2013 год – 157 чел., 24,9%), вторую – 184 или 29,6% (2013 год -181 чел., 28,7%), без категории - 155 или 24,9% (2013 год – 167 чел., 26,5%).
В основном, в школах работают педагоги от 30 до 58 лет, что составляет 520 чел. или 82,5%; до 30 лет - 6,8% или 43 педагога. 225 педагогов имеют стаж более 20 лет.
Ежегодно финансирование специальных коррекционных организаций увеличивается. Всего бюджет на 2014 год составил 1 547 772 тыс. тенге, что на 88 млн. тенге больше в сравнении с 2013 годом.
Материально–техническая база школ-интернатов. Из 10 функционирующих школ–интернатов только 4 расположены в типовых учебных зданиях (специальная школа-интернат № 1 для детей с нарушением зрения, школа-интернат для детей с ТНР, специальная школа-интернат № 5 для детей с ОВР, специальная школа-интернат № 3 для детей с ОВР). Остальные школы-интернаты расположены в приспособленных зданиях, что затрудняет размещение необходимого оборудования как индивидуального, так и коллективного пользования, специальной мебели.
Во всех школах-интернатах проведены текущие ремонтные работы, в специальной школе-интернате № 1 для детей с нарушением зрения - капитальный ремонт.
Все учебные заведения имеют компьютерные классы за исключением специальных школ-интернатов №№ 1, 2 для детей с ОВР.
К Интернету подключены все школы.
Серьезной проблемой является отсутствие учебников и учебно-методических пособий для детей с нарушением слуха и зрения в связи с тем, что они не издаются в Казахстане.
В двух психолого-медико педагогических консультациях (гг. Караганда, Жезказган) обследование и консультативную помощь специалистов в 2014 году получили 4 620 детей, в 2013 году – 4 680.
В областном реабилитационном центре «Умит» для детей с проблемами в развитии в 2014 году прошли реабилитацию 150 детей, в 2013 году – 185.
В 3 кабинетах психолого-педагогической коррекции в г. Караганда, Жанааркинском и Осакаровском районах реабилитационную и консультативную помощь в 2014 году получили 173 ребенка, в 2013 году - 205.
Увеличение в организациях образованиях логопунктов с 84 до 92 позволило увеличить количество детей, получивших логопедическую помощь с 3 652 до 5 992 чел.
Вместе с тем, сложившаяся в области комплексная диагностика нарушений в развитии, система ранней коррекционной педагогической поддержки позволяют только каждому третьему ребенку с ограниченными возможностями в развитии быть включенным в общеобразовательный процесс. В связи с этим в рамках Меморандума о сотрудничестве между управлением образования и фондом «ДАRA» г.Астана расширена проектная мощность кабинета психолого-педагогической коррекции г. Караганда за счет открытия отделения на базе СШ № 48, что позволит ежегодно дополнительно обслуживать около 100 детей с различными отклонениями в развитии.
В 2014 году из специальных коррекционных организаций образования выпустилось 192 учащихся (2013 год – 207 чел.). Из них в колледжах области продолжили образование 138 выпускников или 72% (2013 год – 147 чел. или 71%), трудоустроены 27 чел. или 14% (2013 год – 25 чел. или 12%). Причиной нетрудоустройства части выпускников является тяжелая степень инвалидности.

Выводы:

1. Отмечается переориентация системы специального коррекционного образования на интеграционную форму обучения в массовых учебных заведениях, что привело к сокращению количества детей, обучающихся в специальных школах-интернатах и классах коррекционно-развивающего обучения.
2. Ежегодно в области наблюдается рост детей с инвалидностью (2014 год – 4 793 чел., 2013 год - 4 627 чел.). В связи с этим имеется высокая потребность в расширении сети кабинетов психолого-педагогической коррекции и создании как минимум 4 ПМПК.
3. Отмечается слабая материально-техническая база специальных организаций образования, что не обеспечивает необходимых условий для полноценной реабилитации детей.
4. Отмечается дефицит профессионально подготовленных кадров для психолого-педагогической реабилитации детей. Обеспеченность квалифицированными кадрами специальных организаций образования составляет 62% (2013 год – 48 %).


Задачи:

1. Предусмотреть расширение сети кабинетов психолого-педагогической коррекции в регионах области в связи с передачей местным исполнительным органам функций по обеспечению обследования психического здоровья детей и подростков и оказанию им специальных социальных услуг.
2. Обеспечить выделение средств на реализацию государственного социального заказа с целью усиления социальной поддержки и улучшения качества жизни детей-инвалидов.
3. Увеличить охват детей с ограниченными возможностями в развитии специальными образовательными программами с 59 до 60,1%.
4. Обеспечить выделение средств на укрепление материально-технической базы организаций специального образования.
5. Заключить меморандум между управлениями образования, здравоохранения и социальной защиты с целью обеспечения эффективного межведомственного сотрудничества по комплексной реабилитации и первичной профилактики детской инвалидности, формированию полных и достоверных статистических данных о детях с ограниченными возможностями.

Как Вы оцениваете дизайн нового сайта Управления?
Отлично
Хорошо
Не очень
Старый дизайн был лучше
Ужасно

Архив голосований


Адрес

г.Караганда, ул.Алиханова 19, 100008

Телефон

8 (7212) 41 13 19

Соц. сети

© 2015 ГУ «Управление образования Карагандинской области»
Разработка и поддержка сайта: Интернет компания «Creatida»