home home

Отчет о развитии системы образования Карагандинской области

Деятельность системы образования региона направлена на реализацию Стратегии - 2050, Государственной программы развития образования на 2011-2020 гг. и Посланий Главы государства.
Главной задачей всей работы является предоставление качественных образовательных услуг. Для этих целей государство ежегодно увеличивает финансирование. Так, в 2014 г. консолидированный бюджет сферы образования области составил 68,6 млрд. тенге, что больше по сравнению с предыдущим годом  на 9,4%.
Одной из задач, поставленных Главой государства в своем Послании народу Казахстана, является сокращение аварийных школ. На начало 2014 года в области насчитывалось 3 аварийные школы: в п. Осакаровка Осакаровского района, с.Бетбулак Улытауского района и с.Курма Абайского района.
В декабре 2014 года завершено строительство школы на 600 мест в п. Осакровка. В результате число аварийных школ снизилось с 0,5% до 0,3 % при республиканском показателе 1,9%.
Ввод новых школ взамен аварийных в Улытауском и Абайском районах планируется до конца текущего года.
Также в 2014 г. велось строительство и реконструкция 15 объектов образования: 6 детских садов, 5 общеобразовательных школ, школы искусств, колледжа с общежитием и 2 пристроек. Из них в течение года введены в эксплуатацию 8 объектов образования:
- 5 объектов образования за счет республиканского бюджета (школа искусств и детский сад в г.Приозерск, колледж в п.Киевка Нуринского района с общежитием, детский сад в гСарань и школа в п.Осакаровка Осакаровского района);
- 3 объекта образования за счет местного бюджета (детских сад в п.Агадырь Шетского района, детский сад в п. Осакаровка Осакаровского района и пристройка к детскому дому «Таншолпан»).
В 2014 г. капитальный ремонт проведен в  22 школах. На эти цели  выделены средства в размере 972 млн. 929 тыс. тенге, в том числе в 7 школах - по программе «Моногорода», в 4 школах – по Дорожной карте занятости - 2020.
Из общего числа отремонтированных школ в 28% произведен ремонт кровли, в 36% - ремонт системы отопления и канализации, в 29% - замена окон и ремонт фасада и в 7% - внутренние отделочные работы.
Что касается дошкольного образования, то в 2014 г. в области охват детей от года до 6 лет составил  87%, с 3 до 6 лет – 98%.
В рамках программы «Балапан» создано более 11 тыс. мест, в основном, за счет развития сети мини-центров (мини-центров – 82%, детских садов – 18%).
Очередность в дошкольные организации составляет по области 28 567 детей, в том числе в сельских районах – 2 199. Работа по увеличению охвата дошкольным воспитанием и образованием ведется в трех направлениях: открытие мест в частных садах, открытие мест за счет использования свободных площадей в действующих детсадах и строительство новых.
В результате проведенных в 2014 г. по инициативе управления образования встреч с руководителями частных структур в г.Караганда открыто 2 частных детских сада: на 1 этаже жилого дома в п.Сортировка на 75 мест и в мкр. «Шахтерский»  на 45 мест.
В 2015 г. планируется открытие частных детских садов в г.Караганды.
В прошлом году управлением образования создана рабочая группа по выявлению свободных площадей в действующих дошкольных организациях и общеобразовательных школах г.Караганды, по итогам которой определена возможность открытия дополнительно 445 мест. В 2014 г. уже создано 235 мест, в 2015 г. планируется открытие еще 180 мест за счет эффективного использования свободных площадей.
В 2015 г. планируется открытие за счет строительства трех детских садов: на 200 мест в г.Приозерске, на 320 мест вг. Жезказгане и на 320 мест в г.Балхаше.
В среднем образовании основное внимание уделяется созданию условий для получения качественного образования.
В области функционирует 539 общеобразовательных школ. Их количество по сравнению с предыдущим годом сократилось на 8 единиц из-за сокращения числа малокомплектных начальных школ в неперспективных сельских населенных пунктах.
Работа по информатизации организаций образования позволила сократить количество учащихся на один компьютер с 6,3 до 5 человек (при республиканском показателе – 13), компьютерной техники, требующей замены - с 11,5% до 7,9% (при республиканском показателе – 25%). Показатель подключения к широкополосному Интернету увеличился с 81% до 82% (при республиканском показателе – 77,8%). Обеспеченность кабинетами новой модификации увеличилась с 52,5% до 57,7%.
В целях привлечения школьников к современному конструированию и программированию, а также обеспечению инженерного и научно-технического образования начата работа по внедрению курса робототехники в школах области. В прошлом году «Робототехника» введена в областных школах для одаренных детей. Уже есть положительные результаты: учащиеся школы «Мурагер» заняли второе место на Всероссийских соревнованиях, прошедших в 2014 г. в Санкт-Петербурге.
На 2015 г. предусмотрены средства на приобретение лабораторий в гг. Жезказгане, Приозерске, Сарани, Сатпаеве, Шахтинске, Абайском, Жанааркинском, Каркаралинском, Шетском районах.
Для поддержки учащихся из малообеспеченных и многодетных семей в 2014 г. в фонд всеобуча из бюджета выделено 726,8 миллионов тенге.
100% детей из малообеспеченных семей охвачены бесплатным горячим питанием.
На приобретение учебников в этом году выделено 433,5 млн. тенге, что позволило обеспечить учебниками и УМК 99,1%  учащихся.
Для решения проблем обеспечения учебниками внедряется модуль «Учебник», являющийся частью АСУ «Билимал». Это даст возможность рационального использования имеющейся учебной литературы за счет обмена учебниками как между школами района (города), так и между районами и городами, а также более эффективно планировать потребность.
На сегодняшний день одной из актуальных задач системы образования является повышение качества образования в сельских регионах, где 46,5% школ являются малокомплектными. Для решения проблем этих школ в области функционируют 12 ресурсных центров, которые объединяют 51 малокомплектную школу разного уровня. Из них 4 ресурсных центра открыты в этом учебному году с охватом 12 малокомплектных школ.
В 2015 г. запланировано открытие еще 9 ресурсных центров с охватом 32 МКШ.
Для обеспечения предпрофильного и профильного обучения на базе опорных школ проводятся установочные и заключительные сессии, что связано с организацией проживания и питания детей.
С целью улучшения качества предоставляемых услуг на селе при учебно-методическом центре развития образования открыта лаборатория развития малокомплектных школ, областные специализированные школы для одаренных детей закреплены за школами сельских районов, учебно-практическим центром «Сарыарка Дарыны» впервые проведены выездные предметные олимпиады, в мае проведен первый региональный форум по повышению качества образования МКШ.
Для повышения качества знаний, эффективности обучения ведется целенаправленная работа по внедрению инновационных проектов.
Впервые для поддержки одаренных детей и с целью создания условий для углубленного изучения ими дополнительных предметных разделов на базе областных специализированных школ создана Заочная школа. К занятия приступили 1 833 учащихся 4-8 классов.
С целью проведения внешней независимой оценки учебной деятельности начато внедрение проекта «Таным» по исследованию функциональных навыков учащихся 5-8 классов в области читательской, естественно-научной, математической грамотности и проведению внешней независимой оценки учебной деятельности. В 2014 г.уже прошли тестирование более 3 тыс. учащихся.
В области насчитывается 18 827 педагогов, из них 79% имеют квалификационную категорию. В настоящее время все школы полностью обеспечены педкадрами. Всего в этом году принято 465 молодых специалистов.
Одной из главных задач является повышение уровня преподавания учителей и обеспечение непрерывности их профессионального развития. С этой целью с 2012 г. проводятся курсы повышения квалификации по трехуровневым программам. Повысили свою квалификацию 2 561 педагог,  до 2017 г. предстоит повысить свою квалификацию еще 2 569 педагогам.
С целью использования потенциала педагогов, пошедших курсы повышения квалификации по трехуровневым программам, в этом учебном году на базе 39 ведущих школ области открыты Школы поддержки обновления содержания среднего образования.
Исходя из принципа, что качество знания учащихся зависит, прежде всего, от качества знания педагогов, особое внимание уделяется развитию предметной компетенции педагогов. Анализ полученных результатов тестирования педагогов естественно-математического цикла выявил проблемные зоны в предметной области и позволил разработать программу адресной помощи учителям предметникам. В прошлом году на базе областных специализированных школ впервые прошли Летние и Осенние школы для переобучения педагогов по конкретным западающим темам и проблемным зонам. Был использован принцип «равный равному» с приглашением учителей, имеющих высокий профессиональный статус. Работой школ уже охвачено более 3 тыс. учителей естественно-математического цикла. В этом году обучением будут охвачены учителя гуманитарного цикла.  В этом учебном году прошли тестирование учителей гуманитарного направлении, для которых также будет организована работа Летних и Осенних школ.
Особое внимание уделяется внедрению инклюзивного образования.
Так, на базе СШ №27 г.Караганды реализуется проект «Адаптивная школа - школа для всех», задача которого - создание безбарьерной среды для учащихся с ограниченными возможностями в развитии, организация дополнительного образования и коррекционно-развивающего процесса.
Данная школа стала  экспериментальной площадкой Национального научно-практического центра коррекционной педагогики по внедрению инклюзивного образования.
Для трансляции положительного опыта в городах и районах области с начала этого учебного года на базе 20 школ начали работать стажерские площади по внедрению инклюзивного образования.
В рамках Меморандума о сотрудничестве между управлением образования и  фондом «ДАRA» за счет привлечения частных инвестиций в размере 37 млн. тенге на базе СШ №48 открыто отделение кабинета психолого-педагогической коррекции для детей-инвалидов с возможностью обслуживать ежегодно более 100 детей. Это позволило сократить очередность детей с особыми потребностями на получение необходимой комплексной помощи, и в дальнейшем будет способствовать развитию инклюзивного образования. 
При поддержке Карагандинского филиала партии «Нур-Отан» в Карагандинском технико-строительном колледже запущен проект «Инклюзивное образование». Со следующего учебного года планируется организовать обучение по профессиям «Организация питания», «Строительство», «Дизайн», что станет гарантией трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.
В 2015 г. планируется перепрофилирование незавершенного строительства школы-интерната для детей с нарушением зрения в г.Караганда, расположенного в мкр. Гулдер  в общеобразовательную школу с инклюзивными классами на 500 мест, что позволит разгрузить близлежащие школы №101 и 23. В этом учебном году школа-лицей №101 работает в три смены.
В области функционируют  23 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С целью пропаганды семейных ценностей  и усыновления в 2014 г. началась реализация проекта «Счастливое детство - в семье». Телеканалом «5 канал» сняты и показаны видеоролики о воспитанниках детдомов, рекомендуемых под опеку, патронат и усыновление.
Одной из самых распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство). В области 2 464 ребенка воспитываются под опекой (попечительством). Кроме того, ведется работа по устройству детей на патронатное воспитание. В настоящее время в 17 патронатных семьях воспитываются 26 детей. Для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, действуют 2 центра адаптации несовершеннолетних.
Ведется работа по развитию дополнительного образования. Число кружков во внешкольных  организациях выросло на  39,3%, что повлекло увеличение охвата учащихся дополнительным образованием с 39,8% до 42,3%.
В 2015 году планируется открытие Школ приемных родителей в каждом детском доме области с введением штатов юриста, психолога. Это позволит решить вопросы по подготовке документов для усыновления, адаптации усыновленных, а так же сократить число возращенных детей. 
В системе технического и профессионального образования подготовка специалистов ведется по 16 отраслям, 105  специальностям, 191 квалификации в 74 колледжах. Численность обучающихся по государственному образовательному заказу увеличилась на 1,6%: с 23 240 до 23 616 чел. С 52% до 53,7%. увеличился показатель трудоустройства выпускников колледжей по специальности. Доля колледжей, внедряющих дуальное обучение,  увеличилась с 23 % до 36 %. К концу 2015 г. этот показатель планируется довести до  40%.
С сентября 2014 года в рамках взаимодействия с Германским обществом по международному сотрудничеству началась разработка программ по отдельным специальностям на основе адаптированных к условиям казахстанского образования немецких профессиональных стандартов и обучение по ним студентов Карагандинского машиностроительного колледжа и Темиртауского политехнического колледжа.
В 2014 г. для повышения качества подготовки специалистов колледжи области приняли участие в конкурсе проектов институционального развития Всемирного банка. 6 колледжей стали обладателями грантов в размере 380 тыс. долларов каждый. Данные средства направлены на оснащение мастерских и лабораторий современным учебно-производственным и технологическим оборудованием и обучение кадров.
Для повышения мотивации к осознанному выбору профессии в области с 2012 года осуществляется внедрение модели непрерывного профессионального образования на основе ранней профилизации.
В в качестве информационного источника по профориентации разработано приложение для мобильных устройств «Навигатор профессий». Уже около 2 тысяч учащихся 9-х классов установили это приложение в своих мобильных телефонах. Средняя оценка приложения по пятибалльной шкале составила 4,2.
Начата работа по открытию кабинетов профориентации, которые создадут условия для деятельности педагогов и психологов школ совместно с колледжами и вузами по поддержке профессионального самоопределения подростков и составления индивидуального профориентационного портфолио выпускника школы и проектирования его послешкольного образовательно-профессионального маршрута.
Модель профориентационной работы Карагандинской области принята МОН РК и распространяется в других областях.
Проводимая работа позволит вывести систему образования области на новый качественный уровень, что отвечает задачам, поставленным государством перед системой образования в целом.
Руководитель управления образования
Карагандинской области Асхат Аймагамбетов

Как Вы оцениваете дизайн нового сайта Управления?
Отлично
Хорошо
Не очень
Старый дизайн был лучше
Ужасно

Архив голосований


Адрес

г.Караганда, ул.Алиханова 19, 100008

Телефон

8 (7212) 41 13 19

Соц. сети

© 2015 ГУ «Управление образования Карагандинской области»
Разработка и поддержка сайта: Интернет компания «Creatida»